Забавно, но визитные карточки появились раньше удостоверений личности. Если последнее получили значение лишь с развитием государственной власти и ее институтов, то поводом для появления первых визиток стала торговля. Успех сделки зависел от множества случайных факторов, важнейшим из которых была личность покупателя или продавца. Понятно, что человек, удачно продавший или купивший товар на удаленной ярмарке, желал осуществлять подобную сделку и впредь. В условиях отсутствия каких-либо средств связи оставалось лишь оставить партнеру некий носитель со своими координатами – имя, род занятий, «где можно найти».
Таким образом, история визитной карточки как средства деловой коммуникации насчитывает более пяти тысяч лет.
Разумеется, вначале, переняв друг у друга этот незатейливый метод обмена информацией, торговые люди изготавливали свои «визитки» кто во что горазд – из дерева, глины, керамики, на пергаменте и т.п. Со временем ушлые ремесленники поставили производство подобного рода визиток на поток.
Как появилась визитка в ее нынешнем формате сказать сложно, но, несомненно, это произошло после изобретения типографских способов тиражирования текстов. Едва ли кто-то стремился специально регламентировать размеры визитных карточек или их содержание. Поскольку визитки предназначены для того, что их раздавать, предполагается, что их владелец будет носить с собой изрядное их количество. Следовательно, визитки должны быть компактными и легкими. А уж исполнение – дело вкуса и материальных возможностей заказчика.
Кстати, примерно в семнадцатом веке у визиток появилась вторая функция – представительская. Когда некто наносил кому-либо визит (разумеется, двери гостю открывала прислуга) хорошим тоном считалось оповестить хозяев о своем приходе посредством визитки с именем и титулом. (Отсюда, кстати, и сама формулировка – «визитная карточка».) Ее помещали на специальный металлический поднос, и лакей относил это незатейливое свидетельство явления гостя хозяевам дома.
В этот период карточки редко содержали что-то, кроме имени и титула владельца, зато последние соревновались в изысканности и роскоши своих полиграфических «представителей». Визитки могли делаться золотым тиснением на тончайшей коже или на шелке и непременно были надушены парфюмом.
Вторую жизнь визитные карточки обрели в девятнадцатом веке, когда народившийся класс буржуазии заменил понятие «торговля» понятием «бизнес». «Делание денег» вышло на внетерриториальный уровень. Для каждого предпринимателя торговой площадкой стал весь мир. Так вновь возникла необходимость обмена носителями основной информацией о потенциальном партнере.
В наше время, когда печать визиток стала доступна как никогда, у этих небольших бумажных или картонных прямоугольников появилось множество дополнительных функций: представительская, имиджевая, рекламная, корпоративная и т.д., и т.п. Кроме того, сегодня нередко их делают из пластика, с голограммами, микрочипами и прочими «чудесами».