+7 (499) 322-15-14
Пн-Пт: 9:00 - 20:00
Сб, Вс: Выходной
0 р.

История календаря

История появления календаря неразрывно связана с историей развития человечества. С тех пор, как люди освоили аграрное земледелие (как наиболее эффективную форму обеспечения себя пищей и кормом для скота), они стали зависеть от естественных природных процессов. Начав волей-неволей искать закономерности, пришли к выводу, что все процессы в природе цикличны и так или иначе связаны с Солнцем и Луной. Стало понятно, что долгосрочные прогнозы, необходимые для успешного хозяйствования, возможны, но для этого следует систематизировать наблюдения за естественными циклами.

Так и возникли первые приспособления, позволяющие контролировать ход времени. Порой, они были громоздки, причудливы и не слишком эффективны. Например, титаническая «каменная обсерватория» Стоунхендж, построенная на территории нынешней Англии более четырех тысяч лет назад, позволяла довольно точно определить… день летнего солнцестояния.

Подобие современного исчисления времени в астрономическом масштабе было введено Юлием Цезарем. Дальнейшие календарные реформы не затрагивали саму методику, а лишь уточняли величины единиц отсчета и его начальную точку. Например, РПЦ до сих пор живет по Юлианскому календарю.

Любопытно, что само привычное нам слово «календарь» изначально никакого отношения к нынешнему своему значению не имело. Так в Древнем Риме у ростовщиков назывались книги, в которых ежемесячно отмечались проценты, набежавшие с займов. Первые дни каждого месяца у римлян назывались «календами», отсюда и название фискального «журнала», записи в котором обновлялись именно по календам.

Кто придумал календарь как вид полиграфической продукции – неизвестно. Понятно, что появление первых рукописных «табелей» было сопряжено с развитием книгопечатания.

С повсеместным распространением Христианства и позже – Ислама, календари приобрели ещё одну важную функцию. В них хранилась информация обо всех днях, требующих выполнения того или иного культового обряда. Какое-то время это были «документы для служебного пользования», но не потому что священнослужители пытались монополизировать информацию, а лишь по причине тотальной безграмотности паствы. Именно просвещение сделало календари востребованными «широкими народными массами».

Как только технология книгопечатания вышла на промышленный уровень, печать календаря стала обыденным делом.