Художники, поэты, музыканты всегда стремились познать «тайну» и разгадать феномен цвета. В этом стремлении они шли другим отличным от науки путем, так как пытались оценить цвет с позиций его эстетического воздействия. Природу цвета они изучали по эмоциональному и духовному его проявлению. Цвет в искусстве рассматривали как механизм эмоционального и психологического воздействия. С помощью цвета они пытались познать красоту, гармонию, равновесие.
Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Адамса, Манселла, Кандинского, Иттена имеют большое значение и до сих пор. В «Трактате о живописи» Леонардо Да Винчи есть суждение о том, что «жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение». Художники использовали этот закон в качестве правило и руководство к действию.
Практически одновременно с Гёте художник Отто Рунге (1810 г.) опубликовал свою теорию цвета. За основу цветового круга Рунге взял три цвета: красный, синий, жёлтый, то есть треугольник контрастных цветов Гёте. А три остальных (промежуточных) цвета он получил смешением основных (Рис. 1).
Рис. 1. Цветовой круг Рунге.
Цветовое многообразие Рунге получал смешением красок, а оттенки цветов — за счёт добавления белой и чёрной красок. Таким образом, он пришёл к идее пространственной модели в виде шара (Рис. 2).
Рис. 2. Пространственная модель Рунге.
Отто Рунге считают первым, кто предложил пространственную модель цвета — но ведь был же Эмпедокл!
В начале XX века независимо друг от друга американский художник Манселл (1905 г.) и немецкий химик и физик Оствальд (1917 г.) предложили оригинальные трехмерные модели цветового пространства. Они первыми попытались систематизировать и классифицировать цвета. И тот и другой разработали атлас цветов, а также попытались с помощью цифр, букв и слов (Оствальд) и цифр и букв (Манселл) ввести информационное обозначение оттенков цвета при смешивании красящих веществ. Таким образом, они разработали не только теоретические учения и цветовые модели, но и предложили применение цветовых таблиц. В цветовом круге Оствальд предложил использовать 100 ступеней–цветов, обозначив их цифрами. Каждый цвет–ступень образовывал равносторонний треугольник (Рис. 3), в основании которого лежала шкала серых цветов.
Рис. 3. Равносторонний треугольник Оствальда для цвета–ступени.
Чистые цвета располагались на цветовом круге. Объединив равносторонние треугольники кругом, Оствальд получил трехмерное цветовое тело — сдвоенный конус (Рис. 4).
Рис. 4. Модель цветового тела Оствальда
Все цвета Отвальд классифицировал так:
Атлас Оствальда содержал 2500 цветов.
При разработке своей теории цвета художник Манселл попытался объединить переменные Гельмгольца (цветность — цветовой тон, насыщенность; светлоту) с пространственной моделью Рунге. В результате — цветовое тело Манселла приближенно напоминает форму цилиндра. В качестве основных для цветового круга Манселл взял пять спектральных цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, а также пять промежуточных цветов между ними. Поэтому, цветовой круг Манселла образован десятью цветами (Рис. 5).
Рис. 5. Цветовой круг Манселла
В своей теории цвета художник также постарался учесть то обстоятельство, что чистые «цвета» красящих веществ имеют различную светлоту и насыщенность, поэтому они располагаются в цветовой модели в разных плоскостях и на разных уровнях. Все результаты Манселл объединил в атласе, состоявшем из десяти таблиц. Каждая таблица создавалась для одного цветового тона, который изменялся по светлоте и насыщенности. Необходимо также отметить, что теория Оствальда нашла свое применение и развитие в колориметрии, а теория Манселла — в полиграфии.
В 1910 г. Василий Кандинский закончил писать небольшую книгу «мыслей и наблюдений» (О Духовном в Искусстве). В разные годы и в разных странах книга переиздавалась более 30 раз.
В книге художник анализирует воздействия цвета на человека. Он стремился объединить «чувственное» из учения Гёте о цвете, пространственное понимание цвета у Рунге, символизм цветосвязей с психологией цвета («психическое» воздействие) и душевными вибрациями. Кандинский вводит музыкальные ассоциации и инструментальные соответствия, «температурные» и вкусовые категории.
В поисках беспредметного в психологических аналогиях Кандинский приблизился к понятиям и категориям, которые соответствуют перцепту (цветовой образ, воспринятый в сознании) и стимулу (воздействие определенных длин волн на глаз, сопоставимое с раздражением). Понятия перцепта и стимула сформулировал Геринг в 1874 году. В основу построения цветового круга он положил теорию контрастных пар основных цветов (простых) и их взаимодействие с двумя полюсами по светлоте (рождение и смерть). На Рис. 6 показан цветовой круг Кандинского.
Рис. 6. Цветовой круг В. Кандинского
Кандинский как и Оствальд и Ньютон (семь спектральных цветов — семь нот музыкальной октавы), искал аналогии между цветом и звуком в музыке, между цветом и двенадцатью полутонами музыкальной октавы, хроматической гаммой.
Встреча и общение с Кандинским подтолкнули Иттена к теоретическим исследованиям цвета в искусстве и к занятиям по созданию теории цета для художников. В 1961 году Иттен публикует книгу «Искусство цвета», в которой сформулировал основные идеи теории цвета в искусстве. Используя теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля, Иттен уделяет большое внимание эстетическому воздействию цвета на человека. Теория Иттена развивает идеи цветового контраста Кандинского, а также использует психологические понятия и категории в теории цветовых впечатлений и цветовой выразительности. Модель цветового пространства у Иттена — это шар Рунге. А цветовой круг художник строит по своей системе цветового конструирования, опираясь на цветовой треугольник Гете. Основные цвета у Иттена — желтый, красный, синий. На Рис. 7. показан цветовой круг Иттена, выполненный по правилам цветового структурирования.
Рис. 7 Цветовой круг Иттена
Взяв за основу определение «равновесия» Геринга, формулирует понятие гармоничных цветов и предлагает практическую методику по их определению. Иттен определяет цвета как гармоничные, если их смесь (двух и более цветов) дает серый цвет. Таким образом, все пары дополнительных цветов, все комбинации трех цветов в цветовом круге Иттена (12 цветов), которые объединены через равносторонние и равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются, по теории Иттена, гармоничными. Схема гармоничного «конструирования» показана на Рис. 8.
Рис. 8. Схема определения гармоничных цветов по Иттену
Развивая теорию гармонии оттенков цвета, Иттен определяет связи и принципы цветового созвучия оттенков цвета, выделяя семь типов контраста, а именно:
Обобщая «чувственно–нравственные» характеристики цвета у Гёте и идеи Кандинского о связях формы и цвета, Иттен предлагает свои соответствия цвета и геометрической формы (Рис. 9).
Рис.9. Соответствие цвета и геометрической формы
Если оттенок цвета совпадает с геометрической формой, то воздействие цвета удваивается.
Иттен создал свою теорию цвета, прежде всего, для практического использования художниками в искусстве, дизайне и рекламе.